Сегодня, 14 октября 2025 года, в Тверской земле произошло событие, исполненное особого смысла для всех нас. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, в региональном историческом парке «Россия – моя история» открылась мультимедийная выставка «Голгофа Патриарха Тихона».
По случаю этого значимого просветительского проекта, выставку посетили исполняющий обязанности наместника иеромонах Агапит (Евдокимов) и архимандрит Сергий (Швырков)
Эта выставка, использующая современные технологии, призвана донести до каждого из нас светлый образ одного из величайших подвижников Русской Православной Церкви XX столетия – Святейшего Патриарха Тихона.
Для нас, жителей Тверской земли, это событие имеет особое значение. Именно здесь, в этих краях, родился и возрастал будущий Первосвятитель. Здесь, в тишине русских полей и в благоговейной атмосфере храмового богослужения, он впитывал ту простую, глубокую веру, которая впоследствии стала его важнейшей опорой на тернистом пути Патриаршего служения.
Слово «Голгофа» в названии выставки – не преувеличение. Это точное и горькое определение того, что пережил Святейший Тихон и вместе с ним вся Русская Церковь. Господь судил ему управлять церковным кораблем в бушующем море революционной смуты, гражданской братоубийственной войны и беспрецедентных гонений.
Его Патриаршество воистину стало для него путем на Голгофу: постоянные аресты, допросы, заключение, травля в подконтрольной власти прессе, невыносимое давление с требованием отречься от власти или пойти на разрушительные для Церкви компромиссы. На его глазах гибли священники и миряне, осквернялись и разрушались храмы, а он сам был пленником в своей собственной резиденции.
Но именно в этом горниле испытаний с особой силой проявились его святость и величие духа, мужество и твердость. Присущая ему доброта, которую некоторые воспринимали как слабость, явилась силой веры, победой, побеждающей мир (1 Ин. 5, 4). Слова и поступки святителя Тихона были исполнены пасхальной надежды. Он видел за мраком настоящего свет Воскресения Христова и верил, что Церковь, проходящая через свою Голгофу, обязательно восстанет для новой жизни. Как завет нам звучат сегодня его слова: «Пусть погибнет имя мое в истории, только бы Церкви была польза».









